Как выбрать объектив для зеркальной фотокамеры

Sonylenses

На сегодняшний день на рынке фотопродуктов присутствует огромное количество различных видов фотообъективов для зеркальных фотокамер. Профессиональные фотографы знают что хорошая оптика – это залог к успеху, и значение оптики превышает значение самой фотокамеры. Кроме того через два-три года фотокамеру обычно меняют на более новую с более расширенный функционалом, в то время как набор объективов сопровождают фотографа многие годы, при условии их правильного выбора. Покупая «зеркалку» в магазине, перед вами встает непростая задача: купить фотокамеру с объективом, идущем в комплекте, либо камеру без объектива «тушку». Если вы только начинаете пользоваться зеркальным фотоаппаратом, то стоит приобрести сразу полный комплект «китовый комплект», т.е «тушка» + универсальный объектив в комплекте. Универсальный объектив, поможет вам освоить технику фотографирования, и как следствие даст понять, какой объектив вам нужен в будущем. Объективы для зеркальных камер сделаны, либо из пластмассовых, либо из стеклянных линз. Стеклянные линзы естественно лучше, именуемые фирмы используют только стекло, или очень качественный оптический пластик. При выборе объектива существует способ, который даст понять качество объектива – загляните в объектив, качественный, хорошо просветленный объектив должен быть слегка голубоватым или фиолетовым. Само стекло, практически, не видно, вы увидите только стенки оправы, и то чем они менее заметны, тем лучше. Хороший объектив внутри совершенно черный. У фотоаппаратов плохого качества стекло может быть как бы мутными, стенки оправы хорошо видны. Сравнив несколько фотоаппаратов, вы увидите разницу. Чем прозрачнее объектив, тем выше будет качество фотографий.

Производством объективов для зеркальных камер занимаются как разработчики фотокамер Canon, Nikon, Pentax, так и сторонние производители: Sigma, Tokina, Tamron и другие. Среди преимуществ оптики от сторонних производителей чаще всего называют цену. Разница по сравнению с оригинальными бывает весьма существенной. Другой плюс – широкий ассортимент. Компании, специализирующиеся исключительно на оптике, иногда предлагают необычные объективы, которые у производителей фотокамер попросту отсутствуют.

В зависимости от характеристик выделяют универсальные и специальные объективы, заточенные под конкретные задачи. Определяющим фактором в данном случае является фокусное расстояние. Объективы с небольшим фокусным расстоянием (от 13 до 28 мм) оптимальны для съемки пейзажей и архитектурных объектов. Это светосильные широкоугольники Canon EF 24mm f/1.4L USM, Fujifilm XF 18mm f/2.0 или недорогие модели с переменным фокусом Tokina AT-X 16-28mm f/2.8 Pro FX, Nikon AF Zoom-Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5D IF-ED и прочие. Объективы-портретники обладают фокусным расстоянием 58–110 мм. Они передают максимально естественное изображение человеческого лица, не искажая пропорций. Например, Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G, Pentax SMC DA 70mm f/2.4 или зум-объектив Sigma AF 17-70mm F2.8-4.0 DC Macro OS HSM. Ну а для съемки на длинных дистанциях потребуются объективы с фокусным расстоянием от 135 мм – так называемые телевики.

Какая же оптика подойдет на роль универсального варианта на все случаи жизни? Чаще всего это зум-объективы с широким диапазоном фокусных расстояний. Например, 18–200 мм, 28–135 мм и так далее. С их помощью можно снимать портреты, пейзажи или миниатюрные объекты. Можно использовать и стандартный китовый объектив, которым комплектуются зеркалки. У такого объектива меньший диапазон фокусных расстояний (18–55, 28–70, 16–45 мм и т. д.), но для любительской съемки вполне подойдет. Привлекает и цена: самый простой китовый объектив Canon EF-S 18–55mm f/3.5–5.6 IS, которым комплектуются зеркалки производителя, можно купить примерно за 3500 рублей. Но, как любая универсальная вещь, такие объективы имеют недостатки. Во-первых, для оптики с большим диапазоном фокусных расстояний характерна невысокая светосила, особенно если модель из недорогих. Это усложняет съемку в условиях недостаточного освещения.

По конструкции объективы для зеркальных камер можно разделить на модели с фиксированным (фиксы, от англ. – Fix) и переменным фокусным расстоянием (зумы, от англ. – Zoom). Среди преимуществ фиксов – повышенная по сравнению с зум-объективами светосила. Если в китовых объективах значение диафрагмы часто стартует с 3,5, то в моделях с фиксированным фокусом можно снимать с диафрагмой 1,8 и даже 1,2 при схожих фокусных расстояниях. Например, недорогой «полтинник» Canon EF 50mm f/1.8 II позволяет использовать диафрагму 1,8. В результате получаются снимки с эффектным размытием заднего плана. Для сравнения: зум-объективы начального уровня, например Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS, работают с диафрагмой от 3,5, поэтому не позволяют добиться данного эффекта.

Зато для ежедневной любительской съемки фикс не лучшее решение. Эти объективы снимают с бескомпромиссным качеством, но наименее универсальны. Из-за отсутствия зумирования, для приближения картинки придется физически приблизить камеру к объекту. На этот случай понадобится универсальный зум-объектив. Тем, кто хочет попробовать объективы с фиксированным фокусом, стоит начать с 50 мм. Это самый доступный способ оценить преимущества подобной оптики, в частности, светосилу и съемку с малой глубиной резкости. Цена «полтинников» начального уровня составляет 3000–4000 рублей. Это Canon EF 50mm f/1.8 II, Nikon AF Nikkor 50mm f/1.8D, Sony SAL-50F18 SAM DT 50mm F1.8 и другие модели.

Поправка на кроп-фактор.

Для неполнокадровых фотоаппаратов Canon (вся линейка с 2-мя и более цифрами в названии) кроп составляет 1,6. У Nikon (модели с 2-мя и более цифрами, кроме D700, D800 и D800E) и Sony (номера моделей до α700 включительно) матрица несколько больше, кроп — 1,5. Чем это важно при выборе объектива? Матрица меньше, а значит часть изображения, которое «видит» объектив, обрезается по краям. И в таком случае правильнее говорить не о фокусном расстоянии, которое указано на объективе, а об эквивалентном фокусном расстоянии с учетом поправки на кроп. Таким образом, фотография, сделанная с фокусным расстоянием, скажем, 85мм на матрице с кропом, будет по размерам видимых объектов равна фотографии, сделанной с расстоянием 85*1,6=136мм (для Canon) на полнокадровой матрице. Наш стандартный объектив в связке с «обрезанной» матрицей стал длиннофокусным, при этом характеристики перспективы, о которых мы говорили выше, не изменились, поэтому две фотографии, при сходных размерах объектов, будут отличаться перспективой. Иными словами, если вы берете объектив для каких-то определенных задач и ваш фотоаппарат неполнокадровый, то стоит скорректировать ряд фокусных расстояний введя поправку на кроп.

Плюсом это может быть при покупке длиннофокусной оптики для съемки дикой природы, ведь объектив 300мм имеет эквивалентное фокусное расстояние уже 480мм (для Canon). Но для съемки интерьеров обрезанная матрица это безусловный минус, ведь широкоугольные объективы, скажем 17мм, сдвигаются ближе к нормальным, и вы рискуете не уместить в кадре все, что хотите, если помещение достаточно тесное и нельзя отойти дальше.

Объективы можно условно разделить по классам: штатники, телевики, ультразумы, фиксы, макрообъективы. Штатник – это универсальный объектив, который используется чаще всего. Типичное ЭФР у него – 24–70 мм. Для съемки с большим приближением предназначены телевики. Для них характерно ЭФР 140–600 мм и больше. Для съемки портретов предпочтительны объективы с фокусным расстоянием от 75 мм, чтобы избежать искажений, возникающих на широком угле. Для пейзажей разумно использовать широкоугольные модели («ширики») с ЭФР 15–25мм, чтобы охватить как можно больше деталей. «Ширики» важны и при съемке зданий в городе, когда отойти назад просто некуда. В крайнем случае можно использовать объективы типа «рыбий глаз» (fisheye), ЭФР которых начинается от 14 мм, а угол охвата достигает 180 градусов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *